+7 (343) 212-24-24
Круглосуточно - Екатеринбург
Заказать звонок
Задать вопрос

Апелляционное обжалование в вышестоящий налоговый орган

Адвокатский кабинет «Защита» оказывает полный спектр услуг, связанных с налоговыми спорами. Апелляционное обжалование в вышестоящий налоговый орган – одна из таких услуг, вызывающая серьезный интерес со стороны бизнеса. Нередко штатные бухгалтеры, концентрируясь на одном-двух направлениях работы, не только не могут самостоятельно подать на апелляцию, но и не знают требований закона.

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 НК РФ, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Первое, что нужно знать: апелляция в вышестоящий орган ФНС всегда подается через инспекцию, чье решение обжалуется (это следует из ст.139.1 НК РФ). При обжаловании решения налоговой, в которой вы состоите на учете, вы подаете апелляцию в региональный фискальный орган. В особых случаях жалоба подается в ФНС России.

Когда необходима подача апелляционной жалобы?

  • для последующего обращения в арбитражный суд;

  • для уменьшения или отмены доначисления по налогам.

  • для приостановления взыскания доначисленных сумм.

Обратите внимание на два факта: получив апелляционную жалобу на решение по итогам налоговой проверки, фискальная служба «приостанавливает» взыскание налогов, пени и штрафов.


Однако у налогового органа есть право применить обеспечительные меры на сумму, подлежащую взысканию, в виде запрета на отчуждение имущества и приостановления расходных операций по расчетному счету

Также важно знать, что обжаловать решение федерального налогового органа – читай, Федеральной налоговой службы – нельзя. Финансовые споры такого уровня решаются только в суде.

Сроки апелляционного обжалования

Столкнувшись с необходимостью апелляционного обжалования, руководители не знают, в какие сроки это возможно осуществить. Еще недавно сроки были весьма скромные, возражение необходимо было подавать в течение 10 дней от даты получения решения. Сейчас у вас есть право подать апелляционную жалобу в течение месяца.

Наиболее верным поведением руководителя является обеспечение им получения решения налогового органа лично. Однако это касается ситуаций, когда привлекаемое лицо присутствует либо достоверно знает о принятом решении. Документ должен быть вручен не позднее пяти дней от даты вынесения решения. Но если документ из ФНС отправляется Почтой России, он считается врученным по истечению шести дней с даты отправки – вне зависимости от того, был ли получен.

Апелляция в вышестоящий орган подается через:

  • канцелярию ФНС;

  • окошко приема документов в ИФНС;

  • почту – заказным письмом;

  • личный кабинет на www.nalog.ru

Но подать ее необходимо до 00:00 последнего дня - если заявитель не успел или физически не мог посетить налоговую инспекцию, самым логичным выходом видится отправка ценным письмом с описью и уведомлением или в личном кабинете на nalog.ru.

Почему апелляцию доверяют Адвокатскому кабинету «Защита»?

Если на предприятии присутствует «свободный» бухгалтер, он может сам заняться сбором документов, дачей пояснений, подготовкой бумаг. Дело в том, что налоговый орган, рассматривая жалобу на решение нижестоящей инстанции, может запрашивать необходимые дополнительные документы и объяснения, почему они не предоставлялись вовремя – это следует из ст.140 Налогового кодекса РФ.

К форме апелляционной жалобы предъявляется ряд типовых требований – наименование заявителя, адрес, реквизиты ФНС, чье решение обжалуется и максимально подробное описание ситуации и требований. Последний пункт считается самым сложным, ведь проводившая проверку и привлекающая вас к ответу служба прекрасно обосновала свою позицию, и факты развернуты в поддержку именно ее решения.

Апелляционое обжалование рассматривает вопросы:

  • привлечения к ответственности за правонарушение;

  • отказа в привлечении к ответственности;

  • отказа в возмещении НДС (если принято на основании вышеупомянутых решений), что следует из Постановления Президиума ФАС РФ за номером 18421/10 от 24 мая 2011.

Выход есть – привлечь к составлению апелляционной жалобы налоговых консультантов , чей профессионализм, опыт и знания, как минимум, не уступают сотрудникам ФНС. В частности, специалисты Адвокатского кабинета «Защита» неоднократно сталкивались с тем, что проверявшееся лицо соглашалось с позицией лица, подающего жалобу, если позиция была аргументирована и обоснована!

Чего можно добиться, идя на апелляционное обжалование?

Как говорилось выше, апелляция – логичный и законный способ уменьшить требования налоговой инспекции или даже нивелировать их. Обратим внимание на тот факт, что вышестоящий налоговый орган только уменьшает размер доначислений, но никогда их не увеличивает. Это делает апелляцию реальным способом отстоять свои права.

Какое решение примет вышестоящая ФНС при рассмотрении апелляции?

  • оставит жалобу без удовлетворения;

  • отменит ненормативный акт нижестоящей ФНС;

  • отменит решение ФНС частично или полностью;

  • примет по существу дела новое решение;

  • признает действия инспекторов незаконными и разрешит вопрос.


Вопрос апелляционного обжалования в вышестоящий налоговый орган проще, чем кажется. Привлекая по-настоящему сильных налоговых консультантов, вы сумеете не только отодвинуть срок уплаты доначисленных платежей, но и, вероятно, уменьшить или нивелировать имеющиеся требования ФНС. Главное – выбрать по-настоящему надежных специалистов, которые обеспечат вам защиту.


Хотите получить данную услугу?
Отправьте запрос и мы вам перезвоним